Сервис онлайн помощи людям с нарушениями зрения “Штурман” завершил тестирование мобильного приложения и предлагает всем желающим стать участниками проекта.

В апреле на выставке «ТИБО-2017» состоялась презентация проекта "Штурман». Чуть раньше, ещё до презентации проекта, сервис начали тестировать первые пользователи. Среди первых тестеров были, как “штурманы”, так и незрячие “пилоты,” которые были приглашены из числа членов ОО “БелТИЗ”. На протяжении трёх месяцев шла кропотливая работа, целью которой было подготовить сервис онлайн-сопровождения к повсеместной эксплуатации. За эти три месяца проводились презентации и тренинги, как для “штурманов”, так и для “пилотов”. Разработчики получили множество отзывов о работе с сервисом. Были обнаружены и исправлены ошибки. Появились новые функции. Состоялось прямое взаимодействие тестеров и разработчиков в Skype-чате.

Логичным завершением периода тестовой эксплуатации является выпуск готового продукта, для всеобщего использования. И разработчики сервиса “Штурман” с радостью объявляют, что с 7 июля 2017 года в сервис приглашаются все желающие.

Использование сервиса является достаточно простым и понятным, потенциальным пользователям не требуется никаких специализированных навыков. Для использования сервиса достаточно являться пользователем мобильного телефона или планшета. “Штурман” работает на устройствах под управлением операционной системы Android.

В сервисе есть две категории пользователей: “Пилоты” - это незрячие и слабовидящие люди, которым может потребоваться помощь, и “Штурманы” - это люди, готовые прийти на помощь незрячему человеку.

Чтобы стать участником проекта необходимо пройти процедуру регистрации на сайте stuurman.by. Для “штурманов” эта процедура достаточно тривиальна и ничем не отличается от регистраций на других сайтах. Для “пилотов” процедура регистрации может вызвать определённые затруднения, поэтому на сайте https://center1.by/ для людей с нарушениями зрения размещена подробная инструкция по регистрации в сервисе.

После регистрации и настройки своего аккаунта необходимо установить приложение “Штурман”, которое доступно для загрузки в Google Play. При первом запуске приложения на вашем устройстве вам предложат ввести ваши логин и пароль, это необходимо сделать. чтобы начать работать с приложением.

В зависимости от того к какой категории пользователей вы относитесь, пользовательский интерфейс приложения “Штурман” отобразит необходимые именно для вас элементы управления. Для “штурманов” - это будут элементы управления, с помощью которых можно переключаться между режимами видео и фото, увидеть положение “пилота” на карте в момент установки соединения, Кнопка для включения фонарика и так далее.

Для “пилотов” - это будет максимально простой интерфейс. Возможность понять есть ли в данный момент соединение с сервисом, список штурманов, кнопка позвонить.

Принцип работы с приложением можно описать следующим образом. Каждый зарегистрированный в сервисе “штурман” может выбрать один из двух статусов, в зависимости от текущей готовности стать помощником. Если у “штурмана” есть возможность, он устанавливает статус в сети. Если возможности нет, статус - не в сети.

“Пилот” в любой момент может открыть приложение на своём устройстве и нажать кнопку позвонить. В этот момент сервис отправляет вызов всем доступным "штурманам" и с первым ответившим на вызов “штурманом” устанавливает видеосоединение.

После установки соединения “пилот” и “штурман” выясняют какого рода помощь требуется незрячему. “Штурман”, используя доступные ему инструменты: видео с камеры незрячего, карта с текущим местоположением, возможность сделать фотографию, фонарик, оказывает помощь “пилоту”.

Ситуаций, в которых незрячему человеку может потребоваться помощь зрячего человека, множество. Вот несколько примеров кому и для чего требовалась помощь в период тестового использования сервиса “Штурман”.

В целом помощь незрячему человеку может потребоваться в совершенно различных и неожиданных ситуациях. Но наиболее типичными были следующие случаи обращения:

  • чтение названий лекарств на упаковке и информации на упаковках с продуктами;
  • помощь в распознавании денег;
  • чтение документов, договоров, писем;
  • снятие показаний приборов учёта воды, света, газа и так далее;
  • поиск оброненных и откатившихся в неизвестном направлении предметов;
  • распознавание цветов, подбор одежды;
  • помощь в ориентировании в помещениях и на улице;
  • походы в магазин, поиск нужных отделов и персонала, покупка товаров и продуктов;
  • распознавание номеров маршрутов и чтение расписания движения общественного транспорта.

За время тестирования были и случаи нестандартного использования. Например, помощь во вспахивании огорода.

Хотя идея сервиса “Штурман” и кажется достаточно простой. Но эта простота не должна вводить в заблуждение пользователей сервиса. Ниже мы перечислим возможные проблемы, которые могут возникнуть у вас при работе в приложении.

Сервис “Штурман” является достаточно сложным с точки зрения технической реализации проектом. И на работу приложения могут оказывать влияние множество независящих от разработчиков факторов. Пользуясь приложением “Штурман” вы всегда должны помнить, что в любой момент времени вы можете оказаться в ситуации, когда вы не сможете получать инструкций от помощника и будет нужно решать возникающие проблемы самостоятельно.

Самыми распространёнными проблемами являются следующие:

  1. Проблемы с качеством соединения.

Результатом этих проблем может быть, как частичное ухудшение изображения (подтормаживание картинки, нечёткое изображение), так и полное отсутствие видео или аудио связи.

  1. Технические возможности вашего мобильного устройства.

“Штурман” работает на ОС Android Версии 4.2 и выше, но в некоторых случаях могут наблюдаться проблемы на отдельных устройствах.

  1. Наличие в сети доступных “штурманов”.

Нормальным считается соотношение три “штурмана” на одного “пилота”. Но в настоящее время есть сложности с поддержанием этого соотношения, поэтому могут быть периоды, когда в сети не будет доступных “штурманов”. Одним из решений данной проблемы является функция “избранный штурман”, к которому может позвонить “пилот”, предварительно пригласив и добавив в список своих контактов знакомого “штурмана”.

Но несмотря на ряд технических сложностей, сервис “Штурман” показал себя нужным и полезным за то время, пока длился период тестового использования.

Для людей с нарушениями зрения данный сервис не является чем-то новым. Подобные сервисы работали в России. Есть известный международный сервис - "Be My Eyes", который работает на устройствах под управлением операционной системы IOS.

Уникальность же сервиса “Штурман” заключается в том, что это результат работы наших, белорусских специалистов. Сервис был разработан и стал доступен для людей с нарушениями зрения Республики Беларусь совершенно бесплатно. А отличительной особенностью всего, что происходит вокруг сервиса, является объединение усилий многих людей и организаций для того, чтобы жизнь незрячих и слабовидящих людей стала комфортнее.

В процессе использования приложения “Штурман” расходуется достаточно большое количество интернет-трафика. Зачастую - это мобильный трафик, который стоит достаточно дорого. С целью решить эту проблему, компания ООО «БелХард Девелопмент», разработчик сервиса” Штурман”, обратилась к операторам мобильной связи с просьбой помочь снизить затраты пользователей сервиса. В результате к моменту окончания периода тестового использования сервиса “Штурман” два из трёх мобильных операторов Беларуси предложили бесплатный интернет-трафик для пользователей приложения.

Компания МТС не тарифицирует трафик на сервис “Штурман” для всех клиентов. Компания Life:) предлагает всем пользователям сервиса “Штурман” подключить бесплатную услугу “Штурман”.

Благодарим всех, кто принимает активное участие в развитии проекта. Приглашаем всех стать его участниками: «пилотами» или «штурманами».

Автор статьи - Александр Северин,
специалист по адаптивным технологиям
Центра успешного человека.