Если бы надо было выбрать десять великих изобретений человечества, то, безусловно, рельефно-точечная система Луи Брайля вошла бы в эту десятку. Сегодня есть разные суждения по отношению к системе Брайля, но реабилитологи стоят на твердых позициях: шеститочие Луи Брайля остается незаменимым важнейшим элементом системы реабилитации инвалидов по зрению, их культурного развития, образования и благоустройства их жизни. Пройдя через всплеск компьютеризации общества незрячие Европейских стран, США, стран Латинской Америки и Австралии еще раз убедились в жизненной необходимости знания шрифта Луи Брайля. И доказательством тому, служит история его развития.
В двадцатом веке шрифт Брайля стал основой в реабилитации инвалидов по зрению. Особенно это проявилось в послевоенные годы. Тысячи военноослепших, овладев системой Брайля, вернулись к полноценной жизни. Все, кто потерял зрение на фронте и имел перед собой целью вернуться к полноценной жизни, обязательно осваивали эту систему. В 1960-1970-е годы двадцатого столетья, хотя уже появились и новые возможности получать информацию, система Брайля все равно была востребована. С появлением персонального компьютера начались споры: будет ли вытеснен брайль с его громоздкостью и медлительностью или все-таки он уцелеет, и будет существовать? Прошедшие с того времени годы подтверждают правоту тех, кто считал, что брайль не погибнет и не утратит своего значения, и подтверждается это прежде всего тем обстоятельством, что появился и не утрачивает своего значения тактильный дисплей. Тем не менее, тот период негативно сказался на развитии и поддержке существования системы Брайля. Количество владеющих системой Брайля, к сожалению, падает. В то же время имеются данные, что инвалиды по зрению, владеющие системой Брайля, гораздо чаще трудоустраиваются и успешнее продвигаются в своей профессиональной деятельности, чем незрячие, которые не владеют системой Брайля. И этому есть объяснение.
Во-первых. Брайль обеспечивает высокий уровень грамотности незрячего человека. Поколение людей, которым в настоящее время 50-60 лет, значительно грамотнее, чем нынешние школьники. Сейчас число незрячих студентов увеличивается с каждым годом, но среди них, действительно, немало людей малограмотных. Поэтому и не могут многие сегодняшние выпускники ВУЗов быть конкурентоспособными на рынке труда и устроиться на работу по специальности.
Во-вторых. Брайль успешно дополняет компьютер. Их нельзя противопоставлять. Это серьезнейшая ошибка! Брайль в значительной степени облегчает незрячим освоение компьютера, а компьютер дает брайлю новую жизнь и обеспечивает его будущность наряду с брайлевской книгой, не вместо, а именно наряду. Все большую популярность получают брайлевские дисплеи или брайлевские строки. Таким образом, необходимо признать, что компьютерная технология и брайль не замещают друг друга, а все больше и больше происходит взаимное проникновение, взаимное дополнение этих двух явлений. Так, еще в 1980-е годы за рубежом начал получать распространение безбумажный брайль. Например, в Швеции слепые получили возможность после полуночи иметь у себя в компьютере электронную версию ведущих газет страны, и брайлевский дисплей при компьютере дает возможность с утречка прочитать свежий номер газеты.
В-третьих. Брайль дает возможность воспринимать информацию с помощью осязания, а это значит, что незрячий может прочитать книгу, так же как и здоровый человек. Конечно, восприятие информации на слух имеет свои плюсы. Такое восприятие дает возможность беглого освоения больших информационных величин, например, книги по 700-900 страниц прослушать быстрее, чем прочитать по брайлю. Но у восприятия осязательного есть свои преимущества. Если речь идет о восприятии таких вещей, как текст по математике с большим количеством формул, философские сочинения, ноты, то они, конечно, должны восприниматься исключительно по брайлю. Кроме того, только чтение по брайлю позволяет вложить в прочитанное свою интонацию, настроение, восприятие.
В современном мире использование брайля неизбежно. И вот почему.
Брайль максимально приближен к чтению глазами. От системы Брайля не удастся отказаться при обучении детей. Никаких альтернатив здесь пока не предложено. Практика показывает, что есть такие тексты, которые на слух плохо воспринимаются: математические тексты с формулами, сложные тексты с рядом сложноподчиненных оборотов, требующие повышенной концентрации, и, наконец, ноты.
Обучение использованию рельефно-точечного шрифта не требует дополнительной квалификации по сравнению с использованием альтернативных механизмов работы с информацией.
Необходимо отметить универсальность рельефно-точечного шрифта и отсутствие посредника. Если стоит задача ознакомиться с информацией перед человеком, который владеет системой Брайля, то обеспечение его этой информацией в рельефно-точечном виде все вопросы снимает, в то время как обеспечение его информацией в других форматах этой проблемы не снимает.
В настоящее время не представляется возможным замена рельефно-точечного шрифта Брайля в быту. Например, уже поднимался вопрос о подписывании лекарств.
Система Брайля – замечательное средство реабилитации или восстановления утраченных жизненных способностей у человека, которого слепота настигает в середине жизни. Рельефно-точечная система чтения и письма для незрячих остается одним из самых основных и важных средств общения и доступа к информации, которое в обозримом будущем не сможет заменить НИЧТО ДРУГОЕ. Только на основе системы Брайля, как наиболее доступной и удобной для восприятия информации посредством осязания, может строиться вся многоступенчатая система образования незрячих, а также многие важнейшие направления реабилитации, интеграции и социализации инвалидов по зрению, включая трудоустройство, которое сегодня невозможно без овладения различными технологиями и методами информационного обеспечения (такими, как брайлевские дисплеи, текстовые телефоны, печатные издания и т.д.), не говоря уже о приобщении к сокровищам науки, литературы и искусства.
Брайль – это неотъемлемая часть всеобщей культуры. Его роль и место в реабилитации, интеграции и социализации незрячих людей прочно закреплена в международном законодательстве, в частности, в Конвенции ООН о правах инвалидов.
Сейчас происходит очень противоречивый процесс, когда мир зрячих все больше к брайлю поворачивается, а незрячие от брайля все больше отворачиваются. И уже можно иногда прочитать этикетки по брайлю, появляются рельефно-точечные обозначения в лифте или общественном транспорте, а среди незрячих все меньше людей знают брайль и все меньше людей готовы по брайлю что-либо читать. Но если незрячий человек ставят во главу своей жизненной позиции такие понятия как образование, самостоятельность, профессионализм, успешность, то брайль – это его первое средство для достижения поставленных целей.
В заключение прочтите слова незрячего поэта Черкасова, который, как никто, емко сказал о брайле:
«Я через тьму не перепрыгнул.
Но я пробил во тьме окно
Размером с брайлевскую книгу.
Мне дарит яркий свет оно».